Свой среди «чужих»?

Мягкий августовский денёк. Сидим с другом на бульваре, наслаждаясь погодой, беседуем. В череде прогуливающихся мимо проходит молодая мама с нарезающим на маленьком велосипеде сыном лет пяти. Внезапно мальчишка тормозит и, глядя на яркие щитки колёс моей коляски, обращаясь к матери говорит: «Мам, смотри какие колёсики красивые, я тоже такие на велик хочу!» Мама, чувствуя неловкость, отвлекает ребёнка как может…
А мне вспомнились мои первые — более 30-ти(!) лет назад — выезды «в люди». У всех встреченных взрослых и детей были буквально испуганно-растерянные взгляды, бросаемые на явно невиданное доселе для них зрелище – инвалид на коляске! Поэтому лично для меня показательна реакция пацана на велике, ведь ребёнок всегда вычленяет из окружающего наиболее впечатлившее его. В нынешнее время, благодаря и СМИ, и политике властей, значительно расширились возможности доступной среды для инвалидов, гораздо проще выбраться на улицы наших городов, где человек на коляске уже не вызывает оторопь и смятение.
Далеко не везде столь благостная картина. То в одном регионе, то в другом нет-нет да встречаются вспышки дискриминации по отношению к инвалидам. Особенно это коробит в отношении детей в контексте внедряемой инклюзии в систему образования. Чего стоит случай в одной из школ Красноярска, когда учительнице первого класса вдруг пришла идея, что ребёнок в инвалидной коляске, оказывается, своим видом может «не украсить» общую фотографию. Вдобавок, чтобы «не обидеть» маму ребёнка (это с учётом-то признания не фотогеничности инвалида!), «педагог» придумала сделать два общих фото класса — «с Ваней и без него»!
Когда история всплыла в интернете и в СМИ, директор школы сначала пыталась отрицать произошедшее, заявляя, что «такой ситуации не было» и «мы такого сказать не могли». Однако, мальчика всё же перевели в другой класс к новой учительнице. Правда, из контекста непонятно, каковы условия посещения и пребывания Вани в данном учебном заведении. Есть ли в нём подъёмные устройства, пандусы? И вопрос этот актуален не только в упомянутом случае.
По словам директора детского хосписа «Дом с маяком» Лидии Мониава, она знает примеры, когда директора некоторых высших и средних учебных заведений имитируют инклюзивное обучение. Набирают формально класс реальных ребят с инвалидностью. Под этот класс получают от государства финансирование. Но вместо того, чтобы на эти деньги оборудовать пандусами, подъёмниками и подобными устройствами свои вузы и школы, их руководители придумали просто направлять учителей преподавать по месту проживания/нахождения учеников с ограниченными возможностями. Именно таким образом обитатель московского интерната Коля формально окончил три класса и должен был бы сейчас учиться в пятом, но как только очередная школьная администрация узнаёт о его инвалидности, тут же «пропадают» места в классах.
Какие только оправдания не приводят такие «сеятели разумного, доброго, вечного», чтобы завуалировать своё равнодушие. Сократ изрёк: «Кто хочет, ищет возможности. Кто не хочет, ищет оправдания». Я ведь не просто в начале статьи привёл наглядный пример изменений в нашем социуме в сторону более человечного отношения к людям, по различным причинам, выглядящим отличными от здоровых. Такое отношение складывается постепенно. И внедрение инклюзии, как мне кажется, один из стимулов, помогающих в воспитании как раз физически здоровых учиться быть здоровым и в духовном плане. А для этого дети, такие как Ваня и Коля, должны иметь возможность посещать обычные школы. В свою очередь эти учебные учреждения необходимо обустроить соответствующим подъёмным и прочим оборудованием для обучения маломобильных учеников.
Кстати, финансы на эти цели выделяются как федеральными, так и местными властями. В Приамурье, к примеру, в рамках федеральной программы «Доступная среда» до конца года оборудуют шесть образовательных учреждений: три детских сада и три школы. Причём и в сёлах, и в городах. Стоило бы в регионах РФ провести своего рода мониторинг, сделать запросы, в каких образовательных учреждениях требуется обустройство зданий для инклюзии и как расходуются выделенные на это средства. Может есть смысл заключить договор с ответственной компанией как ООО «ТЦРИ «Доступная среда»?

Автор статьи: Захаров Олег
инвалид-колясочник

Поделитесь с друзьями на своей страничке в соцсетях или через мессенджер:

×
×
Отзыв
×